Мои статьи

Ленин Псс.т.26,с.43-93. “Карл Маркс” Краткий биографический очерк с изложением марксизма.

(написана: июль-ноябрь 1914г.)

 

 

Предисловие. 14.5.1918 г.

Помню, что я приводил то место из письма Маркса к Энгельсу от 16.4.1856г., где Маркс писал: “Все дело в Германии будет зависеть от возможности подкрепить пролетарскую революцию своего рода вторым изданием крестьянской войны. Тогда дело будет отлично.” Вот чего не поняли с 1905 г. наши меньшевики, докатившиеся теперь до перехода на сторону буржуазии.

Маркс родился в1818 г. в прирейнской Пруссии. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, М. поступил в университет в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, больше всего историю! и философию. Окончил в 1841 г., по взглядам своим М. был еще тогда гегельянцем-идеалистом. Примыкал к кружку “левых гегельянцев”, к-ые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы.

Л. Фейербах, критикуя теологию, начал поворачивать к материализму: в 1841 “Сущность христианства” и в 1843 г. “Основные положения философии будущего”. “Мы - пишет Энгельс (в т.ч. Маркс) стали сразу фейербахианцами”.

В это время радикальные буржуа имевшие соприкосновения с левыми гегельянцами основали оппозиционную газету, в которую Маркс и Бруно Бауер были приглашены в качестве сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался ее главным редактором. (Выходила с 1 января 1842 г.) Революционно-демократическое направление газеты при Марксе становилось всё определённее и правительство закрыло её в марте 1843 г. Газетная работа показала М., что он недостаточно знаком с политэкономией, и он усердно принялся за её изучение.

В 1843 г. М. женился на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой был обручён ещё будучи студентом. Осенью 1843 г. М. приехал в Париж, чтобы издавать за границей радикальный журнал. В этом журнале М. выступает уже как революционер, апеллирующий к массам и пролетариату. В сент. 1844 г. в Париж приехал Ф. Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они приняли участие в тогдашней жизни революционных групп Парижа и выработали - резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма - теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма). См. сочинения 1844-48 гг.

Весной 1847 г. М. и Э. примкнули к тайному пропагандистскому обществу “Союз коммунистов”, приняли участие на 2 съезде (нояб.1847)этого союза, и по его поручению составили, вышедший в феврале 1848 г. “Манифест Коммунистической партии”. В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание: последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.

Когда разразилась революция 1848 г. М. приехал в Германию, в Кёльн.

Там Маркс стал редактором “Новой Рейнской газеты”

Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных событий 1848-49 гг. Победившая контрреволюция вначале отдала Маркса под суд ( оправдан 9 февраля 1849 г.), а затем выслала из Германии 16 мая 1849 г.. Маркс сначала поехал в Париж, откуда был выслан после демонстрации 13 июня 1849, и уехал в Лондон, где прожил до смерти.

Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью, не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить “Капитала” , но и неминуемо погиб бы под гнётом нищеты. (Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте, когда семья сильно бедствовала.) Кроме того, преобладающие учения и течения непролетарского социализма вынуждали Маркса к борьбе, иногда к отражению самых бешенных и диких личных нападок. М. разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая силы изучению политэкономии.

Эпоха оживления демократических движений 50-60 годов призвала Маркса к практической деятельности. В 1964 г. был основан 1 Интернационал. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы домарксистского социализма, борясь с теориями всех этих школок, М. выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах. После падения Парижской Коммуны 1871 г. и после раскола Интернационала бакунистами, М. провел перенесение Генерального Совета Интернационала в Нью-Йорк.

Усиленная работа подорвали здоровье Маркса, он продолжал переработку полит экономии, но окончить “Капитал” не дала болезнь.

2 декабря 1881 г. умерла его жена, 14 марта 1883 г. - Маркс.

 

Учение Маркса. Марксизм - система взглядов и учения Маркса.

Маркс явился продолжателем и завершителем трёх идейных течений 19 в. , принадлежащих наиболее передовым странам человечества:

классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще.

Последовательность и цельность взглядов Маркса, даёт в совокупности - современный материализм, и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения.

Перед главным содержанием марксизма- экономического учения Маркса даём краткий очерк его миросозерцания вообще.

 

Философский материализм.

Начиная с 1844-45гг, когда сложились взгляды Маркса, он был материалист.

В частности, сторонником Фейербаха, усматривая его слабые стороны в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Значение Фейербаха Маркс видел в провозглашении материализма, который еще “в 18 веке был борьбой не только против существующих политических учреждений, в вместе с тем против религии и теологии, но и против всякой метафизики (в смысле “спекуляции “ в отличии от “трезвой философии”).”

“Для Гегеля - писал Маркс - процесс мышления есть творец, созидатель действительного. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное как, материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”

Энгельс пишет, излагая свои и Маркса взгляды: “Основным вопросом всякой философии является вопрос, что чему предшествует: дух природе или природа духу. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали своим мировоззрением, содержанием своих текстов на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”

Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный с религией, но и агностицизм, считая подобную философию “реакционной уступкой идеализму, - “стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изгоняемого на глазах публики”.

В особенности надо отметить взгляд М. на отношение свободы к необходимости: “слепа необходимость, пока она не осознана. Свобода есть сознание необходимости.” - признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу.

Основным недостатком “старого” (домарксистского) материализма Маркса и Энгельса считали:

1. то, что этот материализм был “преимущественно механическим”,

не учитывая новейшего развития химии и биологии.

2. то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен - не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития.

3. то, что они “сущность человека понимали абстрактно, а не как совокупность (определённых конкретно-исторических) всех общественных отношений”.

4. потому только “объясняли” мир, тогда когда дело идёт об “изменении” его, т.е. не понимали значения “революционной практической деятельности.”

 

Диалектика.

Гегелевскую диалектику - как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением философии. Всякую иную формулировку принципа развития, они считали односторонней, калечащей действительный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, революциями) в природе и в обществе.

“Великая мысль - пишет Энгельс - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, - в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются - эта мысль со времени Гегеля вошла в общее сознание.

Но одно дело признавать её, а другое дело - применять её в каждом отдельном случае.

Энгельс: “Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всём и во всём видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу”

(Выписка из Маркса: “Диалектика - в позитивное понимание существующего включает в то же время понимание его отрицания(!), его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму он рассматривает в движении, следовательно также и с её преходящей (!) стороны.”)

Диалектика, по Марксу, есть “наука об общих законах движения, как внешнего мира, так и человеческого мышления”

От прежней философии остаётся “учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика”. А диалектика (в понимании Маркса и Гегеля) включает в себя теорию познания, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.

В наше время идея развития, эволюция, вошла в общественное сознание. Однако эта идея в формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, более всестороння:

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное, -”перерывы постепенности”, превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения

Таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного(чем обычное) учения о развитии.

 

Материалистическое понимание истории

Сознание непоследовательности, односторонности старого материализма привело Маркса к необходимости “согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить её соответственно этому основанию”. Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, то в применении к общественной жизни материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия. Цельную формулировку положений материализма, распространённого на человеческое общество и его историю М. дал в следующих словах:

“В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытиё, а наоборот, их общественное бытиё определяет их сознание.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или (с юридическим выражением этого) с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.”

Открытие материалистического понимания истории устранило два главных недостатка прежних исторических теорий (идеалистического понимания истории).

1. Они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы.

2. прежние теории не охватывали действий масс населения. Тогда как исторический материализм дал возможность исследовать общественные условия жизни масс и изменение этих условий.

Домарксовская социология и историография давали накопление сырых фактов.

Марксизм указал путь к изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к определённым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных “главенствующих” идей, вскрывая корни всех идей и всех тенденций в состоянии материальных производительных сил.

 

Классовая борьба.

Что стремления одних членов общества идут вразрез с стремлениями других, что история показывает нам борьбу между народами и внутри них, а кроме того смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя или быстрого прогресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом хаосе: теорию классовой борьбы.

Только изучение совокупности стремлений всех членов данного общества способно привести к научному определению результата этих стремлений. А источником противоречивых стремлений является различие в положении и условии жизни тех классов, на которое каждое общество распадается.

“История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов. Вышедшее из недр погибшего феодального общества, буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых»

Какие требования объективного анализа положения каждого класса в связи с анализом условий развития каждого класса предъявлял Маркс общественной науке: приведённый отрывок иллюстрирует, какую сложную сеть общественных отношений и переходных ступеней от одного класса к другому, от прошлого к будущему анализирует Маркс для учёта всей равнодействующей исторического развития.

“Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собою действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности; пролетариат же есть её собственный продукт. Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата.”

Наиболее глубоким подтверждением и применением теории (классовой) М. является его экономическое учение.

 

Экономическое учение Маркса

Исследование производственных отношений данного, исторически определённого общества в их возникновении, развитии и упадке - таково содержание экономического учения Маркса В капиталистическом обществе господствует производство товаров, и начинается с анализа товара.

Стоимость

Во-первых, товар есть вещь, удовлетворяющая какой-либо потребности человека, во-вторых, товар - вещь, обмениваемая на другую вещь. Полезность вещи делает её потребительной стоимостью. Меновая стоимость является пропорцией при обмене известного числа потребительных стоимостей на число потребительных стоимостей другого вида. Ежедневный опыт показывает, что миллиарды таких обменов приравнивают самые несравнимые потребительные стоимости одну к другой. Общее между этими вещами то, что они - продукты труда. Обменивая продукты, люди приравнивают различные виды труда!

Величина стоимости (вещи) определяется количеством общественно-необходимого труда или рабочим временем, общественно-необходимым для производства данной потребительной стоимости.

Проанализировав двойственный характер труда, Маркс анализирует формы стоимости и денег, изучение происхождения денежной формы стоимости, изучение исторического развёртывания обмена: начиная с случайных актов, - где данное количество одного товара обменивается на данное количество другого товара, - вплоть до всеобщей формы стоимости, когда ряд различных товаров обменивается на один и тот же определённый товар, и до денежной формы стоимости, когда этим определённым товаром, всеобщим эквивалентом, является золото.

Маркс подвергает анализу различные функции денег: “Деньги предполагают известную высоту товарного обмена. Различные формы денег - простой товарный эквивалент или средство обращения или средство платежа, сокровище и всемирные деньги - указывают на весьма различные ступени общественного процесса производства.

 

Прибавочная стоимость

На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал.

Товарное обращение: Т- Д- Т, продажа одного товара для покупки другого. Формулой капитала является покупка для продажи с прибылью: Д-Т-Д*.

Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Именно этот рост превращает деньги в капитал, как особое, исторически определённое общественное отношение производства.

Чтобы получить прибавочную стоимость, “владелец денег должен найти такой товар, процесс потребления которого был бы в тоже время процессом создания стоимости. Такой товар - рабочая сила человека. Потребление её есть труд, а труд создаёт стоимость.

Владелец денег покупает рабочую силу по её стоимости, которая определяется общественно-необходимым рабочим временем, необходимым для её производства, т.е. стоимость содержания рабочего и его семьи. Купив рабочую силу, владелец вправе потреблять её, т.е. заставлять её работать целый день, скажем, 12 часов. Рабочий в течении 6 часов (необходимое рабочее время) создаёт продукт, окупающий его содержание, а в течении следующих 6 часов (прибавочное рабочее время) создаёт неоплаченный капиталистом “прибавочный продукт или прибавочную стоимость.»

Исторической предпосылкой возникновения капитала является,

1. накопление известной денежной суммы в руках отдельных лиц при сравнительно высоком уровне развития товарного производства вообще,

2. наличность “свободного” в двояком смысле рабочего, а) свободного от всяких стеснений или ограничений продажи рабочей силы и б) свободного от земли и вообще от средств производства, бесхозного рабочего, рабочего-”пролетария”, которому нечем существовать, кроме как продажей рабочей силы.

 

Увеличение прибавочной стоимости возможно путём двух приёмов:

1. путём удлинения рабочего дня (абсолютная прибавочная стоимость)

2. путём сокращения необходимого рабочего дня (относительная прибавочная стоимость).

Анализируя первый, Маркс развёртывает грандиозную картину борьбы рабочего класса за сокращение рабочего дня и вмешательства государства за удлинение рабочего дня 14-17 вв. и за сокращение его в 19 веке.

Анализируя производство относительной прибавочной стоимости, Маркс исследует три основные исторические стадии повышения производительности труда капитализмом:

1. простую кооперацию, 2. разделение труда и мануфактуру, 3. машины и крупную промышленность.

 

В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала, т.е. превращения части прибавочной стоимости в капитал - употребление прибавочной стоимости не на личные нужды или причуды капиталиста - а на новое производство.

Маркс показал ошибку всей прежней политической экономии, которая полагала, что вся прибавочная стоимость идёт на переменный капитал (расходуемый на рабочую силу). На деле прибавочная стоимость распадается на средства производства и переменный капитал.

(Громадное значение в процессе развития капитализма и превращения его в социализм имеет более быстрое возрастание доли постоянного капитала по сравнению с долей переменного капитала.)

Накопление капитала, ускоряя вытеснение рабочих машиной, порождает “резервную рабочую армию”, “капиталистическое перенаселение”. Это даёт возможность капиталу чрезвычайно быстро расширять производство. Эта возможность даёт ключ к пониманию кризисов перепроизводства.

От накопления капитала на базисе капитализма следует отличать первоначальное накопление: насильственное отделение работника от средств производства, изгнание крестьян с земли, кражу общинных земель (вообще, всего общественного, государственного - либерализация Ельцина), систему колоний и государственных долгов, покровительственных пошлин, т.д. Первоначальное накопление создаёт на одном полюсе “свободного” пролетария, на другом владельца денег, капиталиста.

Историческую тенденцию капиталистического накопления Маркса характеризует в следующих знаменитых! словах: Экспроприация непосредственных производителей производится с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых... и бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная на срастании независимого работника с его средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, формально свободной рабочей силы. Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих.

Эта экспроприация совершается игрой имманентных! законов самого капиталистического производства, путём централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов. С этой централизацией развивается кооперативная форма процесса труда во всё более крупных размерах, развивается сознательное применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства, которые допускают лишь! коллективное употребление, экономинизирование всех средств производства путём употребления их как комбинированного общественного труда, вплетение всех народов в сеть всемирного рынка, вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима. Вместе с уменьшающимся числом магнатов капитала, которые монополизируют все выгоды этого процесса, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается и организуется механизмом процесса кап. производства.

Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют. !

 

Важным является анализ воспроизведения общественного капитала, взятого в целом. Маркс берёт всю экономию в совокупности. Маркс делит всё общественное производство на два больших отдела: первый - производство средств производства и второй - производство предметов потребления - и рассматривает обращение всего общественного капитала в целом, как при воспроизводстве в прежних размерах, так и при накоплении. Великим шагом вперёд эконом. науки является то, что анализ ведётся с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов.

Сначала Маркс анализирует происхождение прибавочной стоимости, затем переходит к её распадению на прибыль, процент и поземельную ренту. Прибыль есть отношение прибавочной стоимости ко всему вложенному в предприятие капиталу. Капитал с преобладанием постоянного над переменным в размерах выше среднего общественного даёт норму прибыли ниже среднего. Капитал с преобладанием переменного над постоянным - даёт выше среднего. Конкуренция, переход капитала из одной отрасли в другую сведёт в обоих случаях норму прибыли к средней. Сумма стоимостей всех товаров совпадает с суммой цен товаров, но в отдельных предприятиях, отраслях товары продаются не по их стоимостям, а по ценам производства. Сведение стоимости (общественной) к ценам (индивидуальным) происходит не непосредственным образом, а очень сложным путём: естественно, что в обществе разрозненных товаропроизводителей закономерность может проявляться лишь в средней, общественной, массовой закономерности при взаимопоглощении индивидуальных отклонений в ту - другую сторону.

Повышение производительности труда означает более быстрый рост постоянного капитала над переменным. Т.к. прибавочная стоимость есть функция лишь переменного капитала, то норма прибыли имеет тенденцию к падению.

 

К теории поземельной ренты

Цена производства земледельческих продуктов определяется издержками производства не на средней, а на худшей почве, не при средних, а при худших условиях доставки на рынок. Разница между этой ценой и ценой производства на лучших почвах, условиях даёт разностную или дифференциальную ренту.

Дифференциальная рента получается не только лишь при переходе от лучших земель к худшим. Бывают и обратные переходы, превращения одного разряда земель в другие (прогресса агрикультурной техники, роста городов. И взваливанием на природу недостатков капитализма является пресловутый “закон убывающего плодородия почвы”)

Равенство прибыли во всех отраслях народного хозяйства предполагает свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. Частная собственность на землю создаёт монополию, помеху этому переливу. Собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, эта монопольная цена рождает абсолютную ренту.

Дифференциальная рента не может быть уничтожена при существовании капитализма, абсолютная же рента может - при национализации земли, при переходе её в собственность государства. Подрыв монополии частных собственников на землю означал бы более полное проведение свободы конкуренции в земледелии. Поэтому радикальные буржуа выступали в истории с этим прогрессивным буржуазным требованием национализации земли.

К истории поземельной ренты важен анализ Маркса, показывающий превращение ренты:

1. отработочной - когда крестьянин своим трудом на земле помещика создаёт прибавочный продукт,

2. в ренту продуктами, натурой - когда крестьянин на своей земле производит прибавочный продукт, отдавая его помещику в “силу внеэкономического принуждения”,

3. затем превращение в ренту денежную - та же рента натурой, превращённая в деньги, в силу развития товарного производства,

4. наконец, превращение в ренту капиталистическую - когда на место крестьянина является предприниматель, ведущий обработку земли при помощи наёмного труда.

С этим анализом “генезиса капиталистической поземельной ренты” следует отметить ряд мыслей Маркса об эволюции капитализма в земледелии. “Превращение натуральной ренты в денежную не только сопутствует, но и предшествует образование класса неимущих подёнщиков, нанимающихся за деньги. У более зажиточных естественно развивается обычай эксплуатировать за свой счёт сельских наёмных рабочих - как в феодальные времена зажиточные крепостные крестьяне, в свою очередь, держали крепостных. У зажиточных развивается таким образом возможность превращаться самим в будущих капиталистов.”

Экспроприация и изгнание из деревни части сельского населения не только освобождает для промышленного капитала рабочих, но и создаёт внутренний рынок. Разорение сельского населения играет роль в создании резервной рабочей армии труда. Во всякой капиталистической стране “часть сельского населения находится в переходном состоянии к превращению в городское или мануфактурное. Сельского рабочего сводят к низшему уровню заработной платы, он всегда стоит одной ногой в болоте пауперизма”

Частная собственность крестьянина на землю, обрабатываемую им, есть основа мелкого производства и условие его процветания. Но это мелкое производство совместимо только с узкими примитивными рамками производства и общества.

При капитализме эксплуатация крестьян отличается от эксплуатации промышленного пролетариата лишь по форме. Эксплуататор - капитал. Отдельные капиталисты эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотек и ростовщичеств, класс капиталистов эксплуатируют класс крестьян посредством госналогов.

Мелкий участок земли крестьянина представляет только предлог, позволяющий капиталисту извлекать из земли прибыль, процент и ренту, предоставляя самому землевладельцу выручать, как ему угодно, свою заработную плату!

Обычно крестьянин отдаёт капиталистическому обществу даже часть заработной платы. В чём состоит одна из причин, что в странах с преобладающим крестьянским землевладением, цена на хлеб ниже? Крестьянин отдаёт классу капиталистов часть прибавочного продукта даром. Такая низкая цена на сельхозпродукты есть следствие бедности производителей, а не результат производительности их труда.

Мелкая земельная собственность, по сущности своей, исключает развитие общественных производительных сил труда... Бесконечное раздробление средств производства и самих производителей. Гигантское расхищение человеческой силы. Всё большее ухудшение условий производства и удорожание средств производства есть закон мелкой собственности. Капитализм в земледелии, как и в промышленности, преобразует процесс производства ценой “повествования замученных” производителей. В капиталистическом земледелии повышение производительности труда покупаются ценой истощения самой рабочей силы.

Кроме того прогресс кап. земледелия есть искусство грабить почву. Капиталистическое производство развивает технику и комбинацию общественного процесса производства лишь таким путём, что подрывает источники всякого богатства: землю и рабочего. (Экология Рабочего.)

Кооперации - товарищества мелких крестьян - играя чрезвычайно прогрессивную буржуазную роль, лишь ослабляют тенденцию разъединения производителей, но не уничтожают её. Не забывать!: эти кооперации дают много зажиточным крестьянам и очень мало массе бедноты, а затем товарищества сами становятся эксплуататорами наёмного труда. (Смотри кооперации в современной Западной Европе и колхозы в СССР. Богатый колхоз среди соседних колхозов в районе выполняет роль кулака в деревне.)

 

Социализм

Неизбежность превращения кап-го общества в социалистическое Маркс выводит всецело из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперёд, - вот! главная материальная основа неизбежного наступления социализма.

Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим исполнителем этого превращения является, воспитываемый самим капитализмом, пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных формах, неизбежно становиться политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом (диктатура пролетариата).

Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества, к “экспроприации экспроприаторов». Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков мелкого, раздробленного производства коллективным усовершенствованным трудом - вот прямые последствия такого перехода.

Капитализм разрывает связь земледелия с промышленностью, но готовит новые элементы этой связи, соединение промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективного труда, нового расселения человечества.

Новая форма семьи, новые условия в положении женщины и в воспитании подрастающих поколений подготовляются современным капитализмом. Крупная промышленность, отводя решающую роль в общественно-организованном процессе производства, вне сферы домашнего очага, женщинам, подросткам и детям обоего пола, создаёт экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами. Очевидно, что составление комбинированного рабочего персонала из лиц обоего пола и различного возраста, будучи в капиталистической форме... источником гибели и рабства, - при соответствующих условиях неизбежно должно превратиться в источник гуманного развития. Фабричная система показывает “зародыши воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей”.

Разумеется, одинаково нелепо считать абсолютной христианско-германскую форму семьи, как и форму древнеримскую или древнегреческую или восточную. Которые, между прочим, в связи одна с другой образуют единый исторический ряд развития.

Нации неизбежный продукт и форма буржуазной эпохи общественного развития. И рабочий класс не мог сложиться, не будучи национален. Но развитие капитализма всё более уничтожает национальную обособленность, ставит на место национальных антагонизмов классовые. В развитых кап. странах полной истиной является, что “рабочие не имеют отечества” и что “соединение усилий” рабочих ... стран “есть одно из первых условий освобождения пролетариата”.

Государство, это организованное насилие, возникло неизбежно на известной ступени развития общества, когда общество раскололось на непримиримые классы, когда оно не могло бы существовать без “власти”, стоящей якобы над обществом и до известной степени обособившейся от него. Возникая внутри классовых противоречий, государство становится “государством экономически господствующего класса, который при его помощи делается и политически господствующем классом и таким путём приобретает новые средства для подчинения и эксплуатации угнетённого класса. Так античное государство было государством рабовладельцев для подчинения рабов, феодальное государство - органом дворянства для подчинения крепостных, а современное представительное государство является орудием эксплуатации наёмных рабочих капиталистами.” Даже самая свободная форма буржуазного государства, демократическая республика, не устраняет этого факта, а лишь меняет форму его.

Социализм, ведя к уничтожению классов, тем самым ведёт и к уничтожению государства. “Первый акт, с которым государство выступает действительно как представитель всего общества - экспроприация средств производства в пользу всего общества - будет его последним самостоятельным актом, как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратиться само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированием производственного процесса. Государство не будет “отменено”, оно отомрёт”.

“Общество, которое организует производство на основе свободных и равных ассоциаций производителей, поставит государственную машину в музей древностей.”

Об отношении социализма к мелкому крестьянству, которое останется в эпоху экспроприации экспроприаторов: “Когда мы овладеем государственной властью, мы не будем и думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких крестьян!, как это мы вынуждены будем сделать с крупными землевладельцами.

Наша задача по отношению к мелким крестьянам будет состоять в том, чтобы их частное производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не насильственным путём!, а посредством примера и предложения общественной помощи для этой цели.

Тогда будет достаточно средств, чтобы доказать крестьянину все преимущества такого перехода, преимущества, которые и теперь должны быть ему разъясняемы”.

 

Тактика классовой борьбы пролетариата

Выяснив в 1844 один из недостатков старого материализма, что он не умел понять условий и оценить значение революционной практической деятельности, Маркс уделял неослабное внимание вопросам тактики классовой борьбы пролетариата. Без этой стороны материализма М. считал его односторонним, мёртвенным.

Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в соответствии со всеми посылками материалистически-диалектического миросозерцания. Объективный учёт всей совокупности взаимоотношений всех без исключения классов данного общества, а следовательно, и учёт объективной ступени развития этого общества и учёт взаимоотношений между ним и другими обществами может служить опорой правильной тактики передового класса.

При этом все классы и все страны рассматриваются не в статистическом, а в динамическом виде, в движении. Движение рассматривается не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего. Притом не в понимании “эволюционистов”, видящих лишь медленные изменения, а диалектически.

На каждой ступени развития, в каждый момент тактика должна учитывать эту диалектику истории, с одной стороны: используя - для развития сознания, силы и боевой способности передового класса - эпохи политического застоя, “мирного” развития, а с другой стороны: ведя работу этого использования в направлении “конечной цели” движения данного класса и создания в нём способности к практическому решению великих задач в великие дни.

 

Два рассуждения Маркса:

Одно по поводу экономической борьбы и экономических организаций пролетариата. “Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных друг другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы, этот общий интерес по отношению к хозяину, объединяет их общей идеей сопротивления, коалиции. Коалиции, вначале изолированные, формируются в группы, и охрана рабочими их союзов против объединённого капитала становится для них более необходимой, чем охрана заработной платы. В этой борьбе - настоящей гражданской войне - объединяются и развиваются все элементы для грядущей битвы. Достигши этого пункта, коалиция принимает политический характер.” Здесь программа и тактика экономической борьбы и профессионального движения для долгой эпохи подготовки сил пролетариата “для грядущей битвы”.

(Оппортунизм: как промышленное процветание вызывает попытки “купить рабочих”. Как это процветание вообще “деморализует рабочих”. Придётся ждать более или менее долгое время “избавления английских рабочих от их кажущегося буржуазного развращения”. В силу монополии Англии и пока эта монополия не лопнет, “ничего не поделаешь с британскими рабочими”.)

Второе, по поводу политических задач пролетариата:

“коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время они отстаивают и будущность движения”.

Во имя этого Маркс (тактика политической борьбы) поддерживал “ту партию, которая вызвала Краковское восстание в 1846 г., в Германии 1848-49 поддерживал крайнюю революционную демократию и никогда впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике”

Немецкую буржуазию он рассматривал как элемент, который “с самого начала был склонен к измене народа”, “и к компромиссу с коронованными представителями старого общества”. Маркс объявлял причиной неуспеха революции1848 г. то, что буржуазия предпочла мир с рабством одной уж перспективе борьбы за свободу.

Когда кончилась эпоха революций 1848-49 гг., Маркс восстал против всякой игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы, готовящей якобы “мирно” новые революции.

В каком духе требовал он этой работы: “Все дело в Германии будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием крестьянской войны”. Пока буржуазная революция в Германии была не закончена, всё внимание в тактике социалистического пролетариата М. устремлял на развитие демократической энергии крестьянства. Лассаля он считал совершающим “объективно измену рабочему движению потому, что Лассаль мирволил помещикам: “подло в земледельческой стране нападать только на буржуа, забывая эксплуатацию феодальным дворянством”.

В период 1864-70 гг., Маркс требовал революционной тактики, одинаково беспощадно борющейся и с Бисмарком и с австрофилами, которая бы не подлаживалась к “победителю”, а немедленно возобновляла революционную борьбу с ним на почве, созданной прусскими военными победами.

В обращении от 9 сент. 1870 г. М. предупреждал французский пролетариат против несвоевременного восстания, но когда оно наступило 1871 г. М. с восторгом приветствовал революционную инициативу масс. Поражение революционного выступления в этой ситуации было, с точки зрения диалектического материализма, меньшим злом в общем ходе и ИСХОДЕ пролетарской борьбы, чем сдача без боя: такая сдача деморализовала бы пролетариат, подрезала бы его способность к борьбе.

Вполне оценивая использование легальных средств борьбы в эпохи политического застоя и господства буржуазной легальности, Маркс осуждал “революционную фразу” Моста во время исключительного закона против социалистов, но более обрушивался на оппортунизм, не проявившей тогда готовности перейти к нелегальной борьбе в ответ на исключительный закон.

 

Литература

Нижеследующий перечень произведений Маркса составлен в хронологическом порядке (по знаниям Ленина).

1. К 1841 г. относится диссертация Маркса о философии Эпикура. В этой диссертации М. стоит ещё вполне на идеалистически-гегельянской точки зрения.

2. К 1842 г. относятся статьи Маркса в “Рейнской газете”: критика прений о свободе печати, по поводу законов о краже леса, защита освобождения политики от теологии и др.. Здесь намечается переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму.

3. В 1844 г. выходит в Париже “Немецко-французский ежегодник”, где вышеуказанный переход совершается окончательно. Особенно замечательны статьи: “Введение в критику гегелевской философии права”, “К еврейскому вопросу”.

3б. Философско-экономическая рукопись 1844г.

4. В 1845 г. Маркс и Энгельс издают вместе “Святое семейство. Против Бруно Бауэра”.

5. К весне 1845 г. относятся тезисы М. о Фейербахе. (Напечатаны в приложении к брошюре Энгельса “Людвиг Фейербах”.

6. В 1845-47 гг. Маркс писал ряд статей в газетах...?

6а. “Немецкая идеология. Главное: Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений” ноябрь1845-авг.1846г.

6б. “Письмо П.А. Анненкову. 28 декабря 1846г.!

7. К 1847 г. относится основное сочинение Маркса против Прудона: “Нищета философии” февраль1847г.

8. В 1848 г. издана “Речь о свободе торговли”.

9. В 1848 - знаменитый “Манифест Коммунистической партии”.

10. С 1июня 1848 по 19 мая 1849 выходила в Кёльне “Новая Рейнская Газета”. Многочисленные статьи Маркса доныне остающейся лучшим, непревзойдённым органом революционного пролетариата. Многократно издавались статьи М. из этой газеты: “Наёмный труд и капитал”, “Либералы у власти”.

11. В 1849 г. издал в Кёльне “Два политические процесса” (две защитительные речи Маркса, оправданного судом присяжных по обвинениям в преступлении печати и в призыве к вооружённому сопротивлению правительству.

12. В 1850 г. издал в Гамбурге 6№ журнала “Новая Рейнская Газета”, особенно замечательны статьи Маркса “Классовая борьба во Франции с 1848-50 г.”.

13. В 1852 г. в Нью-Йорке вышла брошюра М. “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”.

14. В 1852 г. - в Лондоне “Разоблачения относительно Кёльнского процесса коммунистов”.

15. С авг.1851 по 1862 г. Маркс был постоянным сотрудником нью-йоркской газеты “Трибуна”. Особенно замечательны “Революция и контрреволюция в Германии”, о Пальмерстоне “Разоблачения относительно дипломатической истории 18 в.” о постоянной корыстной зависимости английских министров либеральной партии от России(царской), “Восточный вопрос”.

16. С конца 1854 г. в теч.1855 М. сотрудничал в газете “Новая Одер-газета”, в 1861-62 г. в венской газете “Пресса”, статьи Маркса относительно дипломатической истории итальянской войны 1859 г.

17. В 1859г. в Берлине вышло “К критике политической экономии”. и “Предисловие” ! напис. янв.1859г.

18. В 1860 - вышла брошюра “Г-н Фогт”.

19. В 1864 г. вышло написанное Марксом “Обращение Международного товарищества рабочих”. М. был автором многочисленных манифестов, обращений и резолюций Генерального Совета Интернационала. Манифест Генерального Совета по поводу Парижской Коммуны, вышедший в 1871 г в Лондоне под заглавием “Гражданская война во Франции”.

20. К эпохе 1862-1874 гг. относится переписка Маркса с членом Интернационала Кугельманом.

21. В 1867 г. в Гамбурге вышло в свет главное сочинение М. “Капитал. Критика политической экономии”. т.1. В русском переводе Даниельсона издано 1872 г.

22. Второй и третий тома изданы после смерти Маркса в 1885 и 1894 г.

23. В 1876 г. Маркс принял участие в составлении книги Энгельса “Анти-Дюринг”.

После смерти Энгельса изданы следующие его произведения:

24. “Критика Готской программы”.

25. “Заработная плата, цена и прибыль” – доклад, читанный 26 июня 1865г.

26. “Письма Маркса, Энгельса и др. к Зорге.”

27. “Теории прибавочной стоимости”, 3тт.в 4-х частях, изданная Каутским рукопись 4-ого тома Капитала.

28. В 1913 г. вышли в Штутгарте 4 тома “Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса” с 1386 писем с сент.1844 по 10 янв. 1883 г., дающее массу в высшей степени ценного материала к изучению биографии и воззрений Маркса

29. В 1917 г. вышли 2 тома Маркса и Энгельса “Статьи 1852-1862 гг.”

30. Некоторые из более мелких статей и отдельных писем, помещавшихся в “Новом Времени”, “Вперёд” и др. периодических социал-демократических изданиях на немецком языке.

 

Литература о Марксе и марксизме очень велика. Мы отметим лишь наиболее существенное, разделяя авторов на 3 главные отдела:

1.марксистов, стоящих в существенном на точке зрения Маркса;

2.буржуазных писателей, по существу враждебных марксизму;

3.ревизионистов, якобы признающих те или иные основы марксизма, а на деле заменяющих его буржуазными воззрениями.

(Ленин перечисляет авторов и их произведения - о биографии Маркса, о его философии, об экономическом учении Маркса, о двух главных направлениях в истолковании марксизма, народники о марксизме, старая русская литература о Марксе, критики Маркса)

 

Для правильной оценки взглядов Маркса безусловно необходимо знакомство с произведениями его ближайшего единомышленника и сотрудника Ф. Энгельса. Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса.

Используются технологии uCoz